100 лет назад вышел в свет "Астраханский рабочий"

02.09.2017 11:30 Без рубрики
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

До своего столетия крупнейшей газете нашей области “Волга” не дали возможности дожить всего-то два с половиной года, равнодушно и легко сбросив ее с корабля современности, не посчитавшись даже с подписчиками, которые выписывали “Волгу” на протяжении десятилетий. Почти за столетие страницы “Волги” наиболее полно вместили в себя историю Астраханского края – с именами, фактами, воззваниями, постановлениями и разоблачениями. Это живой архив, доступный сегодня любому читателю нашей лучшей научной библиотеки им. Н.К. Крупской. С осени 1917 года газета (тогда она называлась “Астраханский рабочий”) включается в борьбу за грамотность населения: “Товарищ, научился читать, научи семью!”. “Научился читать, передай букварь соседу!”. Обучение грамоте – бесплатно, адрес… Крупные заголовки… и т.д. А внимание к театру чего стоит! Пришла новая публика в театр, газета публикует обращение: не грызть семечки во время спектакля и не сорить, это мешает актерам. Газета пишет о ложах для передовиков социалистического труда и ударников производства, выступает за ценовую доступность билетов в театр, критикует театральные буфеты за скудное меню… Знакомит с актерами и драматургами, публикует пространные рецензии по каждой премьере. А разве можно вычеркнуть гражданский подвиг коллектива газеты “Коммунист”, а с 29 февраля 1944 года – “Волга”, которая в самые трудные годы Великой Отечественной войны выходила к читателю ежедневно, день за днем. Разыгрывались баталии Сталинградской битвы, бомбили налетами прифронтовую Астрахань, а газета спешила к читателям с новой информацией, фронтовыми письмами земляков, рассказывала о тех, кто приближает Победу в тылу! Послевоенное время восстановления народного хозяйства. Каждый этап советского 73-летнего периода жизни нашей страны – на страницах “Волги”. Да, во многом это история официоза и пафоса. Да, непредсказуемость прошлого – репрессии, произвол, психушки, все, что было направлено против личности, – глубоко скрыта между строками бравурных отчетов с партконференций. Но в этом и дух времени. И это тоже правда о времени, которое не изменить и не отречься, – оно было именно таким. Но кто сказал, что “времена не выбирают – в них живут и умирают”. Газета, являясь рупором власти на протяжении десятилетий, являлась и выразителем времени. Отражая события настоящего, адресованные читателям завтрашнего номера, газета сразу же становится фактом прошлого, которое не перепишешь. Зато сегодня в каждой новой книге по истории края или культуре, по сельскому хозяйству или строительству – ссылки на публикации “Волги” разных лет. А такие книги, как “Портрет поэта в астраханской раме”, “Патриарх в Астрахани”, “Храм этот воздвиг мир рукотворный”, “Встречи для Вас”, как и ожидающая уже несколько лет выхода в свет книга “Виват, театр! Астраханский драматический во времени и пространстве”, созданы в основном на интервью, репортажах и очерках “Волги”. И я лично очень горжусь, что на страницах “Волги” печатались рисунки Веры Хлебниковой, рассказы и очерки таких писателей, как Константин Ерымовский, Александр Черненко, Юрий Селенский, что выступали со своими статьями блистательные актрисы Любовь Альянова, Мария Максакова, профессор и литературовед Николай Травушкин, исследователь астраханского фольклора Василий Петрович Самаренко, доктор искусствоведения и первый музыковед Астрахани Марк Аронович Этингер, я не рискую перечислять всех, чьими именами гордится область, Россия. И было все не так просто, как сейчас кажется. Сколько конфликтов и выговоров имели наши редакторы и журналисты за вольные по тем временам суждения писателей в газете. Это могли бы в свое время подтвердить и Адихан Шадрин, который сам был в такой ситуации, и Федор Субботин, и Юрий Селенский, и Борис Жилин. Но “Волга” снова и снова предоставляла им слово – в этом тоже была нравственная позиция газеты. Вокруг “Волги” всегда собирались самые талантливые и самые мыслящие ее современники. Но они тянулись к газете еще и потому, что тянулись к ярким личностям, которые здесь работали. Владимир Александрович Алексеев, Федор Евстафьевич Субботин, Александр Львович Кравец, Александр Павлович Самаркин, Наталья Николаевна Лаврова, Анна Григорьевна Блохина, Шамиль Хабибулович Умеров, Евгений Григорьевич Федечкин, Александр Сергеевич Жабенко – перечислять можно всех поименно, кто работал. Это и ныне здравствующий патриарх астраханской журналистики Михаил Зингер, и Тамара Рябенко, Ирина Суханова, Марина Паренская, Галина Богачева, Юрий Уткин, Марина Камышенко. Именно “Волга” стала колыбелью Астраханской писательской организации, и ее становление связано с именами Александра Черненко, Константина Ерымовского, Николая Поливина. А какие очерки печатала “Волга”! Их авторы – будущие члены Союза писателей Юрий Смирнов, Юрий Селенский, Федор Субботин, Александр Марков, Станислав Сендюков, Адихан Шадрин, Борис Жилин… Этого жанра в современной журналистике нет, как нет и интервью-портрета, встреч с интересными людьми и т.д. Да, по страницам “Волги” можно судить о времени, но не написана еще книга, по которой можно судить о самой газете, о тех, кто ее делал, чьи фамилии, появляясь на страницах газеты, становились именем. Их нравственные уроки – в их позиции. Это и позиция газеты – нравственность выбора, порядочность, стремление защитить и помочь человеку. Вот самый главный урок “Волги”. Тиски идеологические сменились тисками экономическими. Но “Волга” оставалась со своими читателями. Она помогала не только выжить, но и жить. “Волга”, изменяясь со временем, не изменяла себе в самом главном – в защите человека. И эти корни – те нравственные уроки, которые были переданы нам, тогда еще молодым журналистам, нашими старшими коллегами. Я всегда думала, как это совмещается – профессиональная преданность системе и глубокая личная порядочность. Но именно это я и наблюдала у людей, с которыми имела честь работать почти полвека.. Помните, у Пастернака: “Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела”. Свеча горела в душе моих коллег во все времена, и я хочу верить, что она будет гореть и во все пределы. Нина КУЛИКОВА (ТОРОПИЦЫНА), заслуженный работник культуры России, член Союза журналистов России с 1964 г.