Астраханцы провели 32 часа под водой

15.12.2015 18:48 Новости
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Презентация книги об этом драматическом событии состоялась в библиотеке им. Крупской  В начале 80-х годов на Волге произошла трагедия, о которой сегодня уже мало кто помнит и знает. От столкновения с мощным танкером перевернулось рейдовое судно. Но самое удивительное, что, когда оно опускалось на дно, в двух его отсеках образовались воздушные пузыри, благодаря которым люди смогли дождаться помощи спустя 32 часа под водой! Для того чтобы достать судно, не нарушив воздушный пузырь, была проведена уникальная операция. Свидетель этой трагедии, наш земляк Борис Иванович Якушенков написал книгу "32 часа под водой", ее презентация состоялась в библиотеке им. Крупской в ноябре. Вместе со свидетелями этой катастрофы мы решили разобраться – как всё было.

Роковое столкновение

…Теплоход "Вьюга" совершал свой очередной рейд от одного берега Волги к другому. На его борту было семь человек: капитан вместе с 15-летним сыном, старший помощник, механик, практикант из мореходного училища и два пассажира – повариха и матрос с сухогруза, которые хотели купить на берегу продукты. Капитан судна, по официальной версии, грубо нарушил правила плавания, он шел, буксируя баржу, поперек фарватера и вовремя не увидел приближающийся мощный нефтеналивной танкер "Волгонефть". Его длина была 110 метров, скорость 16 км/час, а тормозной путь составлял больше полукилометра. От удара в баржу "Вьюга" начала переворачиваться и быстро пошла ко дну. Практикант в это время находился на барже, она не затонула, трагедия разворачивалась на его глазах, всё, что ему оставалось – кричать от ужаса. Во время столкновения капитана судна выбросило из ходовой рубки, он попал под днище танкера. Чтобы добраться до поверхности, ему пришлось проплыть больше ста метров под водой. Кроме того, вращающиеся винты перебили ему кисть правой руки. Но когда выплыл, радоваться ему было нечему: на судне остался его сын… Трагедия разворачивалась на глазах у курсанта. Все, что ему оставалось – кричать от ужаса. К утру весть о трагедии облетела весь город, и уже к рассвету на берегу собралась толпа народа. Происходило всё недалеко от завода 30-й годовщины Октябрьской революции. В том числе среди очевидцев был Борис Иванович Якушенков, который на тот момент работал руководителем училища морского флота по подготовке рядовых кадров плавсостава. Ему сообщили, что на борту затонувшего судна находился его курсант, который проходил на нем практику. Борис Иванович приехал туда и выяснил, что курсант был на барже и остался в живых.

Спас себя сам

Спустя 8 часов после трагедии возле танкера всплыл человек, весь перепачканный мазутом. Всё, что он успел сказать, были слова: "Я старпом с "Вьюги". Там на дне – живые люди". После этого он потерял сознание. Позже старпом пришел в себя и рассказал подробнее, что в момент аварии он спал в своей каюте. Почувствовал сильный удар о корпус судна, послышался страшный треск. Сверху хлынул поток воды, и через мгновение он понял, что стоит на потолке своей каюты. Повезло, что образовалась воздушная подушка: голова и плечи были над водой. Вокруг плавали постель, листы бумаги, куски обшивки пола. Позже он услышал стук по трубе отопления и понял, что выжил не он один. Он сделал четыре попытки выбраться из перевернутого судна, но три раза у него заканчивался воздух и он возвращался к воздушной подушке, чтобы отдышаться. На четвертый раз он твердо решил выбраться. Сгрёб в кучу четыре плавающие простыни, два полотенца и связал их в восьмиметровую веревку. Вспомнил о жене и детях, мысленно попрощался с ними. Вдохнул на прощанье несколько раз, как учат водолазов, и поплыл в полной темноте к выходу.

Малейшее отклонение – смерть для других

После этого началась срочная подготовка к спасательной операции. Нужно было действовать незамедлительно, ведь никто не знал, на какое время хватит кислорода в воздушных пузырях. Сначала на дно опустились водолазы. "Они погружались два раза, нарушая многие правила и пренебрегая собственным здоровьем, работали асы – морские капитаны второго ранга", – рассказывает автор книги. Но внутрь судна подводники проникнуть не смогли. Было решено использовать два подъемных крана для поднятия теплохода на поверхность. Водолазы подвели два троса к носу и корме, рискуя своей жизнью. Самое главное – нельзя было допустить, чтобы судно при подъеме отклонилось хоть на градус, так как произошел бы сдвиг воздушных пузырей в двух отсеках и люди бы задохнулись. "Это была по-настоящему уникальная операция. Важно было не допустить никакого крена и дифферента, который мог бы вызвать смещение воздушных пузырей. Ведь все надеялись, что там есть живые люди!" – рассказал на презентации книги участник спасательной операции Александр Константинович Капустин, который на тот момент был заместителем начальника пароходной инспекции Волжского бассейна.

В "рубашке" родились не все

Первое, что все увидели, когда подняли над водой днище судна, было лицо механика в иллюминаторе, он кричал: "Вытащите меня!". Никто не верил, что человек мог выжить, проведя под водой столько часов. Это было достойно книги рекордов Гиннесса. Механик выжил только потому, что потихоньку выпускал сжатый воздух из пускового баллона, это создавало большое давление, поэтому из носа и ушей текла кровь. Но он был жив! Проникнув внутрь кормового отсека, водолазы обнаружили тела мужчины и женщины. Медики установили, что они не дожили лишь несколько минут до спасения – отравились отработанным воздухом. Их пытались вернуть к жизни, но это не удалось. Юного сына капитана на судне не было. Его нашли рыбаки через несколько дней, тело унесло течением примерно на 40 км. "Само судно было отличного немецкого производства, после аварии оно претерпело капитальный ремонт и продолжило работать", – добавил Якушенков. Борис Иванович рассказал, что перед презентацией своей книги ездил к капитану танкера, но тот отказался давать какие-либо комментарии, ему до сих пор трудно вспоминать об этой трагедии. Остается только предполагать, сколько раз ему пришлось рассказывать все подробности в ходе судебного разбирательства. Он уволился с той работы и работал на суше. А капитана теплохода осудили и дали условный срок. После чего он больше никогда не работал в плавсоставе. Спасшийся курсант окончил училище, потом институт инженеров водного транспорта и долгое время работал капитаном на круизном пассажирском лайнере.  

Чтобы о трагедии не забыли

Борис Иванович писал эту книгу четыре года, хотя в ней изменены имена и название судна, есть художественный вымысел, но все присутствовавшие свидетели спасательной операции подтвердили, что ему удалось восстановить факты в мельчайших подробностях. На презентации книги также присутствовали курсанты Каспийского института морского и речного транспорта. – Я написал книгу в первую очередь для того, чтобы об этой трагедии не забыли. Ведь многие о ней даже не знают, в СМИ тех времен трагедия практически не освещалась: считалось, что в СССР не могло произойти такой аварии. И, конечно же, эта книга должна послужить предостережением для всех, кто связан с речными и морскими видами транспорта. В конце встречи курсанту, который задал наиболее интересный вопрос, Борис Иванович подарил книгу. Напечатана она маленьким тиражом, но прочитать ее можно в библиотеке им. Крупской.