Астраханская режиссёрская лаборатория «ЖАРА» добавила жару

Недавно в Астрахани во второй раз прошла лаборатория современной  режиссуры и драматургии под  руководством литературного критика, помощника худрука МХТ им. Чехова Павла Руднева  «ЖАРА».

Не берусь анализировать все мероприятия лаборатории: лекции Павла Руднева, презентацию его  книги «Драма памяти», эскизы спектаклей, читки современных пьес. Все они были достаточно интересны и  востребованы  три насыщенных театральных  дня. Конечно, организаторы мероприятия ещё не раз напишут в соцсетях об уроках лаборатории. Я остановлюсь на одном уроке.

Задело в Доме актёра выступление режиссёра из Питера Александра Савчука, который сказал после показа эскиза своего спектакля «Доклад о медузах», поставленного по книге американки А. Бенджамин, что современные пьесы как -то застревают  на уровне режиссёрских лабораторий и камерных частных драматических театров. Государственные драматические театры ими почти не интересуются. Редко  попадают в театры, особенно провинциальные, и пьесы, ставшие победителями  многочисленных драматургических  конкурсов.

Впрочем, поражают иногда и пьесы, по чьей-то странной прихоти победившие на ведущих конкурсах. Читают ли вообще члены жюри все пьесы, приходящие на конкурсы, или только просматривают их? На конкурс «Первая читка» фестиваля им. Володина, который проходит в Питере, пришло в этом году, к примеру, 500 пьес, которые за месяц должны были прочитать 6 экспертов, а ведь  у них  есть и основная своя работа, и семьи…Павел Руднев сказал мне, что 500 пьес на месяц не так и много, хотя драматург  и режиссёр, основавший театр своего имени Николай Коляда признаётся в соц. сетях , что зачастую читает конкурсные пьесы один — у членов жюри не хватает на них сил… Может быть, пора создать в России центр по продвижению современных пьес, который координировал бы  работу творческих драматургических лабораторий и конкурсов? Не выступить ли астраханским деятелям культуры с таким предложением?

Павел Руднев, побывавший в прошлом году в Астрахани на первой нашей творческой лаборатории, написал потом в соц. сетях:» Астрахань — город девственный для таких инициатив. Современную пьесу  ставят здесь редко, молодую режиссуру гостеатры  не зовут на постановки. Город несколько потерялся на  огромной театральной карте страны, где происходят серьёзные события.»  И за год у нас  почти ничего не изменилось. В Астрахани появились прекрасные режиссёры, но и они ставят пьесы, написанные 150 — 100 лет назад.

Да, достойных современных пьес мало, но они есть. Всем театралам, и особенно режиссёрам, советую прочитать книгу Павла Руднева «Драма памяти», которую он презентовал на лаборатории в Астрахани. Это настоящий учебник драматургии с россыпью звёздных имён наших современников, которые пишут крепкие  пьесы. Целые главы посвящены Людмиле Петрушевской, Венедикту Ерофееву, Владимиру Сорокину, Николаю Коляде,  Евгению Гришковцу, Василию Сигарёву, Ивану Вырыпаеву и многим другим. Жаль, о Дмитрии Данилове ещё нет в книге главы , хотя его пьесу «Человек из Подольска» Руднев советует театрам ставить в первую очередь.

На встречах в лаборатории Руднев говорил и о других формах сотрудничества театров с современными драматургами. Некоторые творческие коллективы практикуют театральные заказы, предлагая авторам написать пьесу для конкретной труппы, учитывая особенности артистов. Конечно, это несколько свяжет руки драматургам, но зато развяжет их режиссёрам. Некоторые современные пьесы, по словам Руднева, дописываются в театрах на репетициях всем творческим коллективом.

Кстати, и  в Астрахань на лабораторию  Руднев рекомендовал пьесы , учитывающие амплуа артистов частного театра «Периферия», на базе которого и проходила эта творческая  учёба. Лиза Валяева была просто великолепна в эскизе спектакля  «Доклад о медузах», а  Катя Якшина — на читке пьесы  Е. Васильевой  «Однажды мы все будем счастливы». В общем, автор книги «Драма памяти» не согласен с утверждением, что раньше в драматургии были дубы, а сейчас остались одни пни. И сейчас  у театров богатый выбор.

И как же жаль, что пока наши государственные театры этим выбором почти не пользуются.  В драмтеатре одной из самых современных пьес считают пьесу Полякова «Как боги», хотя пик популярности Полякова пришёлся на перестроечные 80 -ые годы прошлого века ( Руднев, кстати, невысокого мнения об этой пьесе, он называет Полякова «российским Куни). Ну, а ТЮЗ уже объявил, что начинает  осенью театральный сезон прекрасной пьесой о любви «Валентин и Валентина » Рощина. Да, пьеса замечательная, вполне возможно, что театральные бабушки поведут на этот спектакль своих внучек.  Хотя он мог им и поднадоесть… По ТВ часто показывают постановки этой пьесы, кажется, снят по ней и фильм… Стоило ли так рисковать?

И как было бы хорошо, если бы лаборатория «ЖАРА» надолго прописалась в Астрахани! «Вот приеду я к вам лет через пять и увижу…», — сказал Павел Руднев на встрече. Ему дружно возразили: «Почему через пять?! Через год!» И читки новых пьес, и эскизы спектаклей нашим театралам очень понравились. На лаборатории были и практические занятия, в которых могли принять участие  не только артисты, студенты, но и театралы. Например, Александр Савчук провёл в музее Хлебникова замечательный  речевой тренинг.