Астраханские супермаркеты могут перестать работать по выходным

Когда астраханский народ серчает от финансовых неурядиц, он бросается примерно такими словами, мол, понастроили-понатыкали везде ТЦ с гипермаркетами да супермаркетами, а те куражатся над людьми. С ценами играют, как хотят, и торговцев мелких душат – от продавцов на рынке до владельцев мелких продмагов.

Воскресная тишина
Последним, похоже, решили помочь на самом “верху”. В Совете Федерации разработали законопроект, который позволит изменить режим работы продовольственных маркетов крупных форматов. Если документ будет принят, то купить провизию там можно будет только в течение пяти с половиной дней в неделю. А ночью – совсем нельзя. Но здравые умы считают, что эта мера приведет лишь к новому демпингу цен. Играть на ограничениях примется малый бизнес.

Общим правилом для регионов в случае принятия закона станет введение ограничений на торговлю ежедневно до 22 часов по местному времени. В субботу “акулам” рынка предлагается работать только до 16 часов, а в воскресенье и вовсе не открываться (если такое воскресенье не совпадает с праздничным днем или не предшествует ему).

Оставят без выбора
Любителям закупать провизию на целую неделю в “океях”, “лентах” и “магнитах” вряд ли это понравится. Как и сельчанам, которые приезжают в Астрахань затариться или побаловать себя чем-то вкусным – сельские продмаги не отличаются разнообразием ассортимента. Это подтверждает опрос на нашем сайте.
Но авторы проекта оговариваются и предлагают ограничить только те “хозяйствующие объекты”, доля которых в обороте всех продовольственных товаров в муниципальном образовании превышает 25% и которым запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Под такие ограничения в первую очередь подпадают крупнейшие продовольственные сети.

Их в Астрахани, по данным регионального минэка, не так много и занимают они 10% от всех торговых объектов “большого” формата, находящихся в облцентре. А вообще доля торговых “магнатов” составляет лишь 15% от общего количества предприятий розничной торговли. Таковых в городе более двух тысяч. Но это только численное соотношение сетей и розницы. Какова оборотная доля гипер- и супермаркетов в продуктовом масштабе региона, выяснить не удалось. Это станет достоверно известно, если законопроект примут, поскольку регуляторами ограничений будут местные власти и в первую очередь региональные парламенты.

Большие сети
Наиболее крупные сети в Астрахани: ТК “Лента-31”, ТК “Метро”, гипермаркеты “Магнит”, супермаркет и гипермаркеты “Окей”, супермаркеты “Михайловский торговый дом”, “Даир”, “Городок”. В формате “магазины у дома” работают “Магнит”, “Покупочка”, “Пятерочка” и “Погребок”.
По мнению депутата обл­думы, владельца торгового дома “Михайловский” Михаила Дербасова, законопроект в таком виде и с такими ограничениями малому и среднему бизнесу вряд ли поможет, а вот интересы потребителей не учтет.

– Я не думаю, что от этого кто-то выиграет, и сомневаюсь, что этот законопроект пройдет на федеральном уровне, – считает депутат. – А если говорить о потребителях, то он ни к чему хорошему не приведет, как и любые неразумные ограничения. Гипотетически это может задеть федеральные сети, такие, например, как “Магнит”. “Пятерочка” уже на пятки наступает – активно заходит и к нам. Но прежде всего нужно смотреть, насколько количественно сильно присутствие каждого из них в регионе и тянут ли они на эти 25% от общего оборота. Те же “Окей” и “Лента”.

Ночи для “бедных”
Как-то противоречиво звучат в пояснительной записке к законопроекту доводы об ограничении продаж крупным игрокам в ночное время. Авторы утверждают, что спрос на ночной режим работы магазина у покупателей упал, когда запретили торговать спиртным с 22 до 10. И большинству регионов это не нужно, поэтому там супер- и гипермаркеты вполне могут работать до 22.00. Но, с другой стороны, они предлагают “перераспределить” часть ночной выручки от гипермаркетов с оборотами 25%+ в пользу менее оборотливых.
В Астрахани круглосуточных маленьких магазинов осталось ничтожно мало. Из “сильных” маркетов ночной режим сохранила только “Лента”.

“Малышей” убьют налоги
Так ли уж на самом деле сетевики душат “малышей” (так на профсленге называются магазины малого формата)?
Надежда А., владелица магазина:
– Близость гипермаркета, конечно, сказывалась на моем бизнесе, но не катастрофически. У меня были свои покупатели, там – свои. Я продавала, условно говоря, колбасу в долг и знала, что эти деньги ко мне вернутся. Идея ограничить режим работы крупных сетей ради “малышей” – просто глупость. Не такими мерами нужно поддерживать малый и средний бизнес. Сейчас я продаю свой из-за непомерных для меня налогов, лицензионных сборов и падающих доходов. Нельзя ставить в равные условия супермаркеты и “малышей”. Это особенно касается лицензий на спиртное. У больших магазинов и возможности большие.