Что производили в годы войны астраханские заводы?

Оборонные объекты Астрахани во время ВОВ

С февраля 1942 года город и близлежащие районы были поделены на боевые сектора: западный, северный, южный и центральный. В секторах располагались особо важные стратегические объекты, которые необходимо было прикрывать огневыми средствами от воздушного нападения, истреблять парашютные и посадочные десанты и диверсионные банды на границах секторов.

Сектор «Западный»(с центром «Трусовский форпост»)

Нефтебаза № 5 (Заводская площадь, остановка «Нефтебаза № 5»)

● Судоремонтно-строительный завод им. III Интернационала (площадь Нефтяников). Продукция – авиабомбы, мины, снаряды, гранаты, нефтеналивные баржи 400 т.

Завод им. 10 лет Октября (ул Николая Ветошникова. Остановка «Завод 10 октября). Продукция – авиа­бомбы, мины, снаряды, гранаты

Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина (площадь Заводская, 7). Продукция – авиа­бомбы, мины, снаряды, гранаты. Починка нефтеналивного флота.

Бондарный завод им. Дзержинского (располагался в районе Трусовского форпоста). Продукция – кабины для аэросаней, топчаны для госпиталей.

Другие стратегические объекты на территории Астрахани и её окрестностей в годы ВОВ

К сентябрю 1942 г. возводятся переправы и наводные мосты на реках:

Прямая Болда – 3 парома для тяжелых грузов, 1 наплавной мост

Кривая Болда – 3 парома для тяжелых грузов, 1 наплавной мост

Белый Ильмень – 3 парома для тяжелых грузов, 1 наплавной мост

Бузан – две переправы (металлические баржи под тяжелые грузы с буксирными пароходами)

Маячная – 1 паром под тяжелые грузы и наводной мост под нагрузку 60 т

Караульная – 1 паром под тяжелые грузы и наводной мост под нагрузку 60 т

Рыча – наводной мост под нагрузку 60 т

Кигач – наводной мост под нагрузку 60 т

Царев – наплавной мост

● Ноябрь 1942 – создание ледовых переправ через реку Волга – в районе с. Карантинное под нагрузку 60 т; в районе 10 пристани для автомашин 8 т; в районе Солянки

Военизированная Каспийская флотилия (на участке рейда Астрахани). Более 60 баркасов, моторных рыбниц, сейнеров военных катеров и тральщиков вошли в ее состав.

Астраханский аэропорт (у подножья Осыпного бугра, где во время ВОВ осуществлялась заправка и техническое обслуживание военных истребителей).

Военный аэродром «Сталинский» – на месте современного аэропорта.

Полевой аэродром 289 штурмовой авиационной дивизии расположился под Астраханью, на стрелке реки Болда.

Сектор «Северный» 

(река Кутум, Началово, река Прямая Болда, река Волга, с центром Микояновский район (ныне Ленинский)

Железнодорожный узел станций Астрахань-1 и Астрахань-2

Ж/д мосты на реках Прямая Болда, Кривая Болда, Бузан,

Рыбоконсервно-холодильный комбинат им. Микояна (ул. Августовская, 1). Продукция для фронта – рыбные сухари и хлопья, мука, крупы, рыбные консервы в стеклотаре

Судоверфь им. Кирова (ул. Украинская, 3, район бывш. пос. Казачий). Продукция – минометы, МО-4, баржи, тральщики, аэросани.

Водопровод (место, где позднее возник бассейн «Спартак»).

Бондарный завод им. Сталина (набережная реки Прямая Болда). Продукция – кабины для аэросаней, топчаны для госпиталей.

Сектор «Центральный» (от Кутума до Царева)

Овчинно-шубный завод (ул. Джона Рида, 25.). Продукция – изготовление обмундирования для фронта: рукавицы меховые, шапки-ушанки овчинные, полушубки, шерстяные перчатки и носки, фляги стеклянные.

Кожевенный завод (набережная реки Царев, 89). Продукция – изготовление обмундирования для фронта: рукавицы меховые, шапки-ушанки овчинные, полушубки, шерстяные перчатки и носки, фляги стеклянные.

Ликеро-водочный завод (ул. Ахшарумова, 92). Продукция – сухой спирт для фронта. Спецлаборатория при заводе выпускала бутылки с горючей жидкостью и запалы к ним, химические приборы (ампулы) для транспортировки крови, пробирки для госпитальных лабораторий.

Мединститут (спецлаборатория – здание по ул. Мечникова). Продукция – горючая жидкость для бутылок.

Пивзавод (ул. Заводская, 48). Продукция – хлебные сухари для фронта.

Электростанция (ул. Красная Набережная).

Сектор «Южный» (от Царева и далее на юг)

Нефтебаза – на стрелке реки Царев.

Судоремонтный завод им. Сталина (ул. Адмирала Нахимова, остановка «Завод Сталина»). Продукция – подводные лодки, бронетанкера, плавбатареи, снаряды большого калибра.

С июля 1942 г. – строительство железной дороги Астрахань – Кизляр, начало строительства ж/д моста через Волгу (старый мост).

строительство ж/д линии Владимировка – Сталинград.