Нефтегазовая независимость свалилась на астраханцев неожиданно

17.04.2016 08:58 Блогеры
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Штопаем “тришкин кафтан”

Дефицит в четверть бюджета Сначала процитируем: “Доходы федерального бюджета за три месяца 2016 г. составили 2,908 трлн руб., расходы – 3,619 трлн руб. В сравнении с соответствующим периодом предыдущего года доходы сократились на 15,37%, расходы – на 14,83%. Наибольшие расходы бюджета наблюдались по статьям “Социальная политика” (1,184 трлн руб.), “Национальная оборона” (944,67 млрд руб.) и “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” (387,24 млрд руб.)”. А теперь берем калькулятор и считаем. Из суммы доходов вычитаем расходы и получаем размер дефицита (со знаком “минус”, разумеется). Полученную сумму 711 млрд. соотносим с размером дохода, получаем дефицит 24,4% – то есть, доходы надо увеличить минимум на четверть. Запоминаем цифру – к ней мы вернемся ниже. Далее. Суммируем две крайние статьи и делим на расходы и доходы. Получаем 36,8% от расходов и 45,8% от доходов – силовой блок потребляет почти каждый второй рубль, поступивший в бюджет в 1 квартале. Теперь соотносим эту долю с нашими субъективными ощущениями – вы лично чувствуете себя в безопасности? Получаем оценку по критерию “затраты/эффект”. Скрытые расходы Особо въедливые читатели могут упомянутые два раздела посчитать по отдельности, пойти на сайт МВД-информ и произвести дополнительные расчеты на основании статистики зарегистрированных преступлений. Надо понимать, что это не все расходы на силовой блок, кое-что наверняка найдется в других статьях бюджета. А заодно напомним еще о существовании огромного числа охранных фирм, затраты на которые мы косвенно оплачиваем через цену любого товара и любой услуги – здоровых мужиков у входа в любой магазин или офис видели? Сколько молодых крепких мужчин отвлечено от создания добавленной стоимости в разные силовые государственные и негосударственные структуры? Экономика-то наша явно с женским лицом. Кто больше? На фоне наших финансовых достижений разгорелась полемика между двумя министрами финансов – нынешним Силуановым и бывшим – Кудриным. Дефицит бюджета может быть не более 4% ВВП, утверждает первый, нет – 5% ВВП – отвечает оптимист Кудрин. Еще более забавное соревнование затеяли Всемирный банк и Международный валютный фонд. Если в конце прошлого года на текущий делались прогнозы чуть ли не о незначительном экономическом росте в России, то в апреле ВБ сулит нам спад в 1,8% ВВП, а МВФ – 1,9% ВВП, – хотя и вдвое меньше, чем в прошлом году, но все равно много. Народ-то роста все ждет. А бюджеты продолжают усыхать. Конец нефтяного века Где взять деньги? Насчет нефти прямо высказался саудовский министр Али ан-Нуайми: “Забудьте разговоры о сокращении добычи”. Нефть перестает быть спекулятивной ценной бумагой и вновь становится обычным конкурентным товаром. Как высказался предшественник ан-Нуайми, Заки Ямани: “Каменный век закончился не потому, что закончились камни. И нефтяной век закончится не потому, что у нас закончится нефть”. Пару дней назад Элон Маск презентовал электромобиль за 9 тысяч долларов, машина – обычный седан размером с “Мицубиси-Лансер”, способный без перезарядки “долететь” от Астрахани до Ипатово, а перезарядка займет времени не больше, чем заливка топливного бака. И что же с нашими бюджетами? Помните – выше мы насчитали, что необходимо увеличить доходы бюджета минимум на четверть? Все на наши деньги Основным источником поддержки бюджета постепенно будут становиться средства населения – прямо и косвенно. Прямо – это повышение налоговой нагрузки – прямой и косвенной. К данному разделу бюджетных и внебюджетных доходов можно отнести не только прямое повышение отдельных налогов (например, акцизы на горючее, которые отыгрываются в конечном итоге на продуктовой инфляции), расчет старых налогов по новым правилам (например, налог на имущество физических лиц) и введение новых (например, намерение обложить акцизами вредные продукты типа газировки и чипсов или ввести налог на мусор). По части изобретательности в придумывании новых налогов региональные власти и муниципалитеты перещеголяют федеральное правительство. Косвенные методы мобилизации средств населения – поддержка Внешэкономбанка за счет пенсионных накоплений и бесчисленное множество подобных мелких ходов, смысл которых даже специалисту может быть понятен не сразу. Суть от этого не меняется – кризис и управленческие ошибки всегда оплачивает тот, у кого государству проще взять деньги. Никакого профицита Поэтому в субъектах федерации дела обстоят намного хуже, чем в федеральном центре. Показателен бюджет Краснодарского края – всероссийской житницы, одного из крупнейших промышленных регионов, всероссийского курорта и прочая, и прочая, и прочая – уж этот бюджет от нефтяных доходов особо никогда не зависел. Так вот, если в начале года краевые парламентарии с правительством ожидали профицита более 800 млн. руб., то после 1 квартала заговорили уже о грядущем дефиците в 2,2 млрд. И это один из последних профицитных региональных бюджетов. О состоянии бюджета Астраханской области не писал только ленивый, рассуждения на эту тему уже считаются дурным тоном, поэтому только отметим, что нефтегазовая независимость свалилась на наши головы неожиданно, одним росчерком пера наших законодателей и теперь наши бюджетники расхлебывают чью-то партийную дисциплину и так своеобразно понимаемые государственные интересы. И что делать, чтобы не заниматься бесконечной штопкой бюджетных дыр? Для начала – учиться, то есть повышать финансовую грамотность населения в целом. То есть калькулятором следует пользоваться почаще, а телевизором пореже.