ЕГЭ по-астрахански с полицией

Рассказ выжившего очевидца

ЕГЭ – непростой период в жизни выпускников. Хочу рассказать, как проходит этот экзамен. Возможно, это будет интересно и выпускникам, которым предстоит сдавать его, их родственникам, да и просто людям, интересующимся этой темой.

Вас досмотрели?

Экзамен должны сдавать выпускники нынешнего года, имеют право сдавать выпускники прошлых лет, ссузов, если они хотят поступать в высшее учебное заведение. Сдающий экзамен должен прийти в пункт проведения экзамена (ППЭ) заранее, чтобы узнать, в какой аудитории он сдает, дождаться сопровождающего с табличкой номера аудитории и зайти в ППЭ. Обычно организаторы стараются распределить сдающих одноклассников так, чтобы в аудитории было как можно меньше знакомых лиц.

После того, как у сопровождающего соберется заявленное количество выпускников, он ведет их в аудиторию. В ППЭ выпускники должны сдать свои вещи в камеру хранения или гардероб, либо отдать учителям из своей школы, которые пришли вместе с выпускниками.

Далее выпускников ждет проверка металлоискателем: в некоторых ППЭ устанавливают рамку, но чаще всего это ручной металлоискатель. Сдающих досматривает полицейский: девушек должна досматривать женщина, юношей, соответственно, мужчина. После того как группу осмотрели, ее ведут в аудиторию. Выпускников в класс пускают по паспорту, озвучив места, на которых они будут сидеть.

После того, как все расселись, приходится немного подождать, в 9:55 начинают читать инструкцию к экзамену, в 10:00 вскрывают пакет с индивидуальными конвертами (в пакете находятся 15 конвертов), два тесто-техника раздают индивидуальные конверты, затем выпускники должны проверить их целостность и осторожно вскрыть. Экзамен начинается, когда все до одного верно заполнили бланки, находящиеся в конвертах. Обычно экзамен начинается в 10-15.

Выходить из класса можно по одному в сопровождении организаторов, которые сидят в коридоре. После окончания экзамена в классе остается один сдающий и смотрит, как тесто-техники запаковывают все бланки в специальные конверты (для каждого типа бланка свой конверт). Я три раза оставалась на данной процедуре.

Списать невозможно

Многие критикуют ЕГЭ из-за его неэффективности, но свои плюсы этот экзамен имеет. Во-первых, это неплохая проверка знаний по предметам, которые выпускник сдает. В структуру заданий стараются уместить всю школьную программу, поэтому, пока готовишься к экзамену, решаешь задания, некоторые пробелы в знаниях могут заполниться. Так, я поняла некоторые, сложные для меня, темы по математике.

Во-вторых, это достаточно удобная система для поступления в институт: сдаешь экзамен, ждешь результат, относишь документы в вуз, затем ждешь зачисления. Но в некоторых вузах, особенно с творческой направленностью, придется сдавать и творческие экзамены.

В-третьих, ЕГЭ прогрессивнее: компьютеризация многих процессов, камеры в аудиториях и коридорах, дают более объективные результаты. Списать на ЕГЭ практически невозможно, готовых ответов и заданий нигде не найти, поэтому выпускникам приходится полагаться только на собственные знания.

В 2014 году, когда только ввели камеры и металлоискатели на ЕГЭ, результаты настолько упали, что даже пришлось экстренно снизить минимальный балл по математике. В этом году результаты заметно улучшились. Это говорит о том, что выпускники стали лучше готовиться и меньше полагаться на случай.

В-четвертых, благодаря ЕГЭ выпускники из провинции могут поступить в вузы других городов, достаточно послать документы с результатами экзаменов по почте или через Интернет.

Не шевелитесь!

Но у ЕГЭ есть и минусы. Хоть мне и нравится идея ЕГЭ, но совершенно не устраивает организация. К камерам и металлоискателям хоть как-то можно привыкнуть, если не нарушается процедура осмотра, но эта атмосфера ужаса очень мешает. Некоторые организаторы настолько боятся, что кто-то спишет, что доходит до абсурдных ситуаций. Например, когда я сдавала литературу, тесто-техники порекомендовали не делать подозрительных движений: то есть не класть свободную руку на ногу, стараться меньше шевелиться.

Меня это тогда позабавило, но и насторожило. Я залезла в Интернет и прочитала в сообществе для абитуриентов, что одной девочке чуть не аннулировали результат из-за того, что она от волнения крутила кольцо на руке. А в моём ППЭ тесто-техник из другой аудитории не разрешал детям брать еду и лекарства без справки от врача. Хотя судя по нормативным документам, эти вещи сдающие могут свободно брать с собой. В некоторых ППЭ Москвы и Санкт-Петербурга запрещали брать бутылку воды в аудиторию. Чтобы попить, выпускникам приходилось выходить из аудитории, терять свое время и отвлекать других ребят.

Поэтому я хочу дать совет всем сдающим: читайте все нормативные документы по процедуре проведения ЕГЭ, не позволяйте неопытным тесто-техникам ограничить вас в правах и комфорте, пишите апелляцию, если процедура проведения экзамена была нарушена. Такую проблему не сложно решить, если организаторы будут действовать четко по инструкции, не позволяя самодеятельности, а сдающие, в свою очередь, будут знать свои права. К плохой организации можно отнести и неподготовленность пунктов к сдаче экзамена. Знакомая рассказывала, что у них в аудитории не хватило дополнительных бланков, на которых нужно писать развернутые ответы на вопросы, поэтому всей аудитории пришлось сидеть полдня и ждать, когда их привезут. Таких историй масса по всей стране.

Подавайте апелляции!

Я считаю, что система оценки заданий из части С несовершенна, по крайней мере, по предметам гуманитарного цикла. Я вообще не представляю, как можно объективно оценить сочинение по литературе. Конечно, у каждого задания из части С есть собственные критерии, по которым проверяющие начисляют баллы за каждое задание, но иногда грань между 3 и 2 баллами по «убедительности аргументов» (один из критериев из части С), очень несущественна.

Да никто и не застрахован от человеческого фактора. В этом году очень многим выпускникам занизили балл за сочинение по русскому языку. В сочинении нужно указать и аргументировать одну из проблем из определенного текста. Но в тексте может содержаться множество проблем, и может получиться так, что сдающий укажет ту проблему, которой нет в списке у проверяющего, либо эта проблема будет не основная, поэтому выпускник за сочинение может получить 0 баллов.

Несогласие с выставленными баллами можно выразить апелляцией. Выпускник в течение двух дней после публикации результатов экзамена может подать апелляцию, его работу перепроверяет экспертная комиссия, которая может прибавить или отнять несколько баллов (обычно больше 2-3 баллов не прибавляют). Но не все выпускники, не согласные с выставленными баллами, осмеливаются подавать апелляцию, некоторые боятся потерять баллы. В прошлом году было запрещено выкладывать на федеральный сайт ЕГЭ отсканированные работы выпускников, поэтому пришлось подавать апелляцию вслепую. В этом году разрешили просматривать свои работы.

А где творчество?

Весомым недостатком ЕГЭ можно назвать его шаблонность. Каждое задание ЕГЭ по любому предмету посвящено той или иной теме школьной программы и решается одним и тем же методом. То есть для высоких результатов важно не только отлично знать предмет, но и знать, как решается задание. Сдающим необходимо постоянно решать эти задания, запоминать критерии к письменным заданиям и соответствовать им. Неудивительно, что такая подготовка загоняет выпускников в рамки, ограничивает свободу творчества. Именно на это часто жалуются преподаватели вузов. Студенты не могут выполнять некоторые творческие задания, задания на смекалку.

В целом, ЕГЭ – неплохая форма проверка знаний выпускников. Я очень хочу, чтобы при сдаче ЕГЭ исчезло напряжение и выпускников перестали пугать экзаменом, организаторов – штрафами.