Из-за чего бастовали дальнобойщики в Астрахани

Протесты грузоперевозчиков против системы “Платон”, прошедшие по всей стране в понедельник, 27 марта, оказались менее заметными, чем воскресные митинги сторонников Алексея Навального. В Астрахани власть села с дальнобойщиками за стол переговоров, однако проблема взимания платы за проезд большегрузов по автодорогам – федерального масштаба.

Завтрак на обочине
На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление № 330 от 24 марта, увеличивающее с 15 апреля на 25 процентов плату за проезд по федеральным автодорогам автомобилей массой свыше 12 тонн, с 1,53 до 1,9 руб. за каждый километр пройденного пути. Первоначально предполагалось, что плата за тонны с 15 апреля вырастет сразу вдвое, но после встречи Д. Медведева с перевозчиками глава правительства принял решение снизить повышающий коэффициент.
Тем не менее даже такое “щадящее” повышение не устроило владельцев большегрузов, и 27 марта состоялась всероссийская акция протеста.
Акция прошла более чем в двух десятках регионов России. В ней было задействовано несколько сотен большегрузных автомобилей. В ряде городов прошли митинги. Основными требованиями перевозчиков были: отмена “Платона”; отмена транспортного налога; корректировка режима труда и отдыха водителей; наведение порядка на весовом контроле; обоснование размера акцизов на топливо. Некоторые протестующие требовали также отставки федерального правительства. Дальнобойщики грозились сделать акцию бессрочной и прекратить грузоперевозки по стране.
Забастовка проходила мирно. Водители старались не нарушать правопорядок и Правила дорожного движения. Каких-либо серьезных эксцессов в ее ходе зафиксировано не было. Правда, кое-где организаторов задерживали.
По данным Росавтодора, прошедшая акция не повлияла на рынок грузоперевозок. “На федеральных трассах отмечается стабильное передвижение грузовых автомобилей без снижения объемов перевозок относительно среднемесячных показателей… Опрошенные розничные компании также не ощутили какого-либо влияния на поставки товаров из-за акций грузоперевозчиков”, – говорится в сообщении ведомства.

Наши тоже бастовали
Протестовали дальнобойщики и в Астрахани. Утром 27 марта около 40 большегрузных машин встали по обе стороны улицы Н. Островского у гипермаркета “Лента”, создав пробку. Требования астраханских дальнобойщиков были теми же, что и в других регионах.
К бастующим приехали руководитель администрации губернатора Канат Шантимиров и министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Радик Харисов. Затем их пригласили на переговоры, где в ходе беседы за “круглым столом” дальнобойщики изложили свою позицию. “Мы требуем отменить или снизить тарифы системы “Платон”, – заявили протестующие. – Считаем, что на федеральном уровне наши права ущемлены: мы и без того платим акциз на топливо, транспортный налог, налог на предпринимательскую деятельность. Последствия уплаты “Платона” ощутит на своём кошельке каждый водитель-дальнобойщик. К тому же это приведёт к удорожанию товаров, которые мы перевозим”.
В ходе встречи удалось договориться, в частности, о том, что необходимо открыть стационарные ночные стоянки для соблюдения режима труда водителей-дальнобойщиков и сохранности перевозимых грузов. Кроме того, на региональном уровне будут решаться вопросы об устранении посредников, которые взимают с дальнобойщиков дополнительную плату. Стороны решили, что в регионе давно назрела необходимость создания ассоциации водителей-дальнобойщиков, сообщает портал “Жилкин.Ру”.

Два пробега до Москвы
Напомним, что в прошлом году были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, разрешающие владельцам большегрузов задним числом, с 1 января 2015 года, уменьшать транспортный налог на сумму сборов в систему “Платон” вплоть до нуля. По данным пресс-службы Росавтодора, по итогам 2016 года сумма налогового вычета для зарегистрированных в Астраханской области грузоперевозчиков составила 28,6 миллиона рублей. Выпадающие доходы от налоговой льготы в декабре прошлого года в полном объеме были компенсированы региону из федерального бюджета за счет сборов системы “Платон”, сообщает ведомство.
Давайте посчитаем. Согласно областному закону о транспортном налоге, ставка налога для грузовиков с мощностью двигателя до 250 лошадиных сил включительно составляет 52 рубля за 1 силу; свыше 250 л. с. – 68 руб. Для владельца большегруза с двигателем, скажем, в 240 сил сумма годового налога составит 12480 руб. (240 х 52). Разделим ее на тариф “Платона” после 15 апреля (1,90 руб./км), получим 6568 км. То есть примерно два пробега до Москвы и обратно практически “выбирают” всю льготу по транспортному налогу, за остальные поездки в течение года придется платить по полной. Негусто.
“Выгоднее” в этом плане иметь двигатель мощностью свыше 250 л. с., что чаще всего и имеет место у большегрузов. Проведя аналогичные расчеты для мотора в 260 “лошадей”, получаем “льготный” пробег в 9300 км. Но более мощный двигатель и топлива больше потребляет.