«Наша цель – доступность качественного образования»

 
29.08.2012 13:49
Виталий Гутман о реформе астраханских школ
В прошлом году в России начали реализацию проекта модернизации системы общего образования. За два года федеральный бюджет выделит субъектам РФ на эти цели 120 миллиардов рублей. Министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман рассказал о ходе реализации проекта в нашем регионе. 
 
– Виталий Александрович, какова цель модернизации системы общего образования? Ведь, наверное, найдутся те, кто скажет, что у нас с образованием все в порядке и никаких реформ не требуется?
 
— Главная цель – доступность качественного образования. Да, находятся противники изменений в устоявшейся системе российского образования. И аргумент у всех, как правило, один: «Ну, вот в наше время все же было нормально, все прекрасно учились…». Но только комплексное и всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы позволит обеспечить решение задач завтрашнего дня и удовлетворить потребности личности, общества, страны. Образование в настоящее время рассматривается как основа развития экономики и общества. В рамках модернизации регионального образования увеличились объемы финансирования из федерального бюджета. Средства бюджетов всех уровней позволили в значительной степени улучшить материально-учебную базу, приобрести автотранспорт, провести ремонтные работы, обеспечить школы принципиально новыми техническими средствами обучения, увеличить скорость доступа к сети Интернет во всех общеобразовательных учреждениях.
— Какое же образование вы сочтете качественным? Когда выпускник любой астраханской школы сможет поступить в столичный вуз?
— В целом, верно. Выпускник школы должен обладать неким набором так называемых «компетенций». Эти компетенции позволят выпускнику поступить в тот вуз, который пожелает, и окончив который, сможет найти себя на рынке труда. Тем самым реализоваться и обеспечить себе безбедное существование. При условии, правда, что будет все время переучиваться, – ведь есть еще такое понятие, как непрерывное образование. 
Чтобы получить такой эффект, систему образования надо изменять, совершенствовать, модернизировать. Одним из условий является конкуренция между школами. 
— Какая же может быть в школах конкуренция?
— Самая обыкновенная. Семь лет назад мы сказали всем: образование — это услуга. Что прозвучало довольно революционно. Да, это гарантированное государством право, историческая ценность, сложившаяся традиция и необходимость, но, кроме того, это услуга. Поэтому мы сказали директорам: господа, вы будете получать от государства ровно столько денег, сколько у вас учащихся. То есть ввели подушевое финансирование. Хотите жить лучше? Привлекайте больше детей. Вы ограничены положением об образовательных учреждениях, лицензией, вы ограничены СанПином, но привлекайте больше детей. Как в том магазине: улыбайтесь, тогда к вам пойдут. Создавайте условия, набирайте лучших учителей и так далее. И  это реально заработало. Конечно, с оговорками, но заработало. Ученики рвались и рвутся в школы, заработавшие репутацию высококлассных и чьи выпускники без проблем поступают в столичные вузы. 
— Получатся, директора должны работать как менеджеры предприятий?
— Именно. И многие справляются. Я сейчас горжусь тем, что вследствие реформы в приемной министра не сидят директора. Я готов с ними общаться. Бога ради, это не снобизм! Но директорам незачем сюда идти. Им понятен механизм увеличения объема финансирования.
 — И как же рядовому потребителю услуг местного образования определить, повысилось ли их качество?
— Просто. Надо зайти на сайт Центра мониторинга в образовании astrcmo.ru. Там все образовательные учреждения распределены по кластерам – в зависимости от оценки качества работы каждой школы, гимназии, лицея. 
– А изменилась ли в связи с модернизацией система оплаты работы учителей?
— Да, мы поменяли систему мотивации педагогов, систему оплаты их труда, и это, несомненно, одно из наших достижений. Помимо базовой части оплаты труда была введена стимулирующая. Но тут возник вопрос: исходя из какого принципа ее выплачивать? Учитывая стаж? Но какая заслуга в том, что я дольше вас, к примеру, работаю? В том, что я старше? Никакой! Почему за это надо платить? Поэтому стаж мы исключаем. Я считаю, что педагог должен постоянно повышать свою квалификацию. Поэтому мы решили: за категорию, за награды, за активное участие в общественной жизни будем доплачивать. И еще важную роль в распределении стимулирующих выплат принимает управляющий совет школы. И у этого совета есть самые широкие полномочия, чтобы влиять на распределение фонда оплаты труда. Кстати, в прошлом году году он вырос на треть и продолжает увеличиваться в текущем. Повышена не зарплата каждого педагога, а общий фонд оплаты труда учебного заведения, а как это скажется на благосостоянии конкретного педагога, зависит от его профессиональной активности и качества знаний его учеников. 
— Курс школьной модернизации планируется продолжать и далее?
Конечно. Создание новой, модернизированной школы – процесс комплексный, многоступенчатый. Безусловно, курс на совершенствование системы образования Астраханской области будет продолжен. Позитивные изменения коснутся как содержания образовательного процесса, так и его организации. В конечном итоге все они имеют единственную цель – способствовать воспитанию умного и здорового поколения астраханцев.
«Учить и учиться!»,№1