Не взлетим, не поплаваем. Авиакомпании сокращают маршруты

Компания “Трансаэро” сократила на зиму количество вылетов из Астрахани. На этой неделе появилась информация о том, что вторая по величине российская авиакомпания испытывает большие трудности и даже обратилась к государству за помощью. Трансаэро уверяет: у нее все в порядке. Эксперты полагают, что проблемы сейчас испытывают все авиакомпании без исключения. 

Три вместо четырех

О том, что Трансаэро может сократить количество рейсов из Астрахани стало известно после того, как в аэропорту занялись составлением зимнего графика перелетов. Авиакомпания пришла на астраханский рынок всего около полугода назад, авиаперелеты по единственному направлению, в Москву, осуществлялись четыре раза в неделю. После новогодних праздников количество вылетов может сократиться до трех.

На уходящей неделе крупные федеральные СМИ сообщили о проблемах компании, в том числе о том, что она сокращает несколько других внутрироссийских маршрутов: из Томска, Владивостока, Красноярска, Екатеринбурга, Казани, Самары, Иркутска, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатский. Со ссылкой на источники СМИ говорили, что компания обратилась к государству за “материальной поддержкой”.

Однако в самой Трансаэро убеждают: ни о какой приостановке полетов до или после Нового года не может быть и речи.

Нужна поддержка
“В СМИ организована целенаправленная информационная кампания с коммерческой целью нанесения ущерба продажам компании, которые в последний месяц значительно выросли, репутационной дискредитации и создания панических настроений у клиентов”, – уверяет специалист по работе с региональными СМИ отдела по работе со СМИ и социальными медиа авиакомпании Светлана Карпухина.

При этом, говорит специалист, обращение к государству за поддержкой – это нормальное поведение компании в кризис.

Получение государственной поддержки, напоминает сотрудник Трансаэро, широко применялось в период 2008-2009 годов, “а также применяется в настоящее время в отношении ряда крупнейших банков и других компаний, поскольку именно крупнейшие банки и компании во всех отраслях являются системообразующими и, вместе с тем, в наибольшей степени испытывают влияние кризисной ситуации”.

Рынок сжимается

Вброс информации о проблемах Трансаэро и правда может быть попыткой “недобросовестной информационной работы конкурентов”, считает главный редактор аналитического агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. Но и Трансаэро, и другие компании сейчас объективно испытывают трудности.

“Если ситуация на рынке авиаперевозок не изменится – либо благодаря мерам, предпринимаемым государством, либо благодаря прекращению свистопляски вокруг курса валют – авиакомпании будут каждый месяц генерировать убытки, – полагает аналитик. – Может, не Трансаэро, но та компания, которая будет в худшем финансовом положении, станет первой, кто начнет отсчет банкротов в будущем году”.

На сокращение рентабельности авиаперевозок работают, по мнению эксперта, несколько факторов. Во-первых, больше трех четвертей парка самолетов крупных компаний находится в лизинге, за них приходится платить в валюте. Во-вторых, запчасти для ремонта закупаются за рубежом. В-третьих, подготовка пилотов проходит чаще всего в хороших зарубежных тренировочных центрах. В-четвертых, сжимается рынок туристических услуг.
“Авиакомпании сосредотачиваются на внутреннем рынке, – рассказывает Олег Пантелеев, – но он подвержен сезонности – в России нет курортов, куда можно слетать на пляж зимой”.

В астраханском аэропорту говорят, что в январе может прекратить рейсы азербайджанская компания Azal. 18 января у компании в расписании значится последний рейс.

Кто куда летает

Сейчас из Астрахани в Москву осуществляют вылеты компании ”Аэрофлот” (ежедневно), S7 (ежедневно), ”Трансаэро” (три в неделю). В Стамбул четыре раза в неделю летают Turkish Airlines, в Актау три раза в неделю – ”Скат”, в Казань, Ростов-на-Дону и Минеральные воды – два раза в неделю ”АкБарс аэро”, в Баку раз в неделю – Azal.