Об астраханском «Морфии» и театральных метаморфозах

В эту среду в астраханском драматическом театре прошла премьера спектакля «Морфий» по рассказам Михаила Булгакова. Я смотрела  этот спектакль на пресс -показе  накануне премьеры. Впечатляет. Всем советую посмотреть. Но мне кажется, что зря возрастную планку для зрителей  подняли так высоко, до 16+. Наркомания помолодела. И одно дело читать о вреде наркотиков и совсем другое — видеть в двух шагах от себя (спектакль идёт в малом зале, в театральном подвальчике мест на 40) врача, который не может справиться со своей  болезнью и хватается за пистолет.

Спектакль поставил Алексей Матвеев, работу над ним он начал ещё до приезда в Астрахань нового   художественного руководителя театра Игоря Лысова. Но, похоже, Лысову спектакль понравился. Он сказал в интервью одной из телекомпаний, что хорошо бы перенести спектакль в большой зал. Да, посмотреть его хотят многие, маленький зал всех желающих вместить не может. Но, может быть, лучше чаще его показывать? Ведь особую доверительную атмосферу на спектакле создаёт именно отсутствие подиума, близость артистов. Когда на наших глазах молодого сельского доктора, не мывшегося месяц,  искупали, и он с мокрой головой высунулся в окно, мы забыли, что сидим в театре…

Но Игорь Лысов — режиссёр с европейским именем. Если перечислять всех знаменитых  мастеров, у которых он учился, театры, в которых он ставил спектакли, и театральные академии, в которых он преподавал, это займёт не одну страницу. Если интересно, почитайте об этом в Интернете, там всё это есть. Правда некоторые данные нужно обновить — в Российской  академии  театрального искусства Лысов больше не преподаёт, далековато она от Астрахани. Это я к тому, что Лысов что -нибудь придумает, и «Морфий» в большом зале заиграет новыми красками. Следите за афишей! Кстати, Лысов в этом же интервью заявил, что  он разрешит Матвееву ставить спектакли только в том случае, если тот будет делать это лучше, чем он. Иначе какой в этом смысл? В каждой шутке есть доля истины…Похоже, на наших глазах в театре разгорится настоящее творческое состязание. Ведь Лысов собирается приглашать ставить спектакли и режиссёров из других городов. Он убрал из репертуара почти половину спектаклей, эту освободившуюся нишу надо заполнять.

Ну, а оценить творческий потенциал нового художественного руководителя уже как режиссёра астраханцы смогут 30 и 31 марта   на мировой премьере спектакля «Любить» (лирика на краю пропасти) по пьесе Михаила Арцыбашева «Враги». Игорь Владимирович сказал на встрече с журналистами, что  прочитал эту поразившую его пьесу 10 лет назад и всё это время думал о том, как и где её поставить. По его словам, Арцыбашев  100 лет назад написал о том, о чём на театральных подмостках предпочитают не говорить, это совершенно новый взгляд на  жертвенную любовь, которую Арцыбашев считал преступлением. Интересно, посмотрим!

Кстати, Игорь Лысов собирается изменить  практику, сложившуюся в театре, и не «замораживать» спектакли после премьеры на год. Он говорит, что это «убивает» постановку: артисты нервничают, выходят из роли, декорации теряются и портятся.  Спектакль и после премьерных показов должен  не сходить со сцены. Но, конечно, это обоюдный процесс — астраханцы должны вспомнить подзабытую дорогу в театр. Многих театралов отпугнули некачественные комедии последних лет. Кстати, некоторые спектакли Лысов убрал из репертуара по просьбам  артистов, и они ждут новаций. Но лучшие спектакли в  репертуаре, конечно, остались. А «Очень простую историю»,» «Поминальную молитву» новый художественный руководитель считает достойными мировой сцены  и уже планирует гастроли театра и по стране, и за рубежом.

Лысов говорит, что хочет создать в Астрахани «психологический, философский театр», которого здесь не было. Но и режиссёры такого уровня к нам ещё не приезжали.  Хорошо, что его, как мне кажется, принял коллектив. Знакомые артисты говорят, что почти все в труппе смотрят на него, как на гуру, впитывают каждое его слово и боятся одного — что он может уехать из Астрахани. Об этом я и спросила  Игоря Владимировича при встрече. Почему он выбрал Астрахань? Надолго ли к нам?

Оказывается, Игорю Лысову  после возвращения из  Таллина, где он работал художественным  руководителем  русского драматического театра, предлагали  аналогичную работу в московском театре, но он отказался. Игорь Владимирович сказал мне: «Я достаточно пожил в Европе. Москва — тот же европейский город, это не Россия. А я хочу жить и работать в российском городе.» Значит, пришла пора…Астрахань его восхищает, здесь он много фотографирует, выкладывает фотографии старинных купеческих домов в соцсети. И астраханцы, почему -то «стесняющиеся» себя  и своего города, ему очень  нравятся. И вообще  уехать из Астрахани в ближайшие 5 лет у Игоря Лысова, похоже, не получится.

Новый худрук драмтеатра совместно с новым худруком ТЮЗа Сергеем Тараскиным  сейчас набирают новый  актёрский курс на отделение актёрского мастерства нашей консерватории. Игорь Лысов уже проводит консультации с абитуриентами, весной их ждут три творческих тура, как и во всех театральных вузах, и только потом — экзамены.

Первый выпуск актёрского курса уже состоялся в прошлом году. «Звёздочка» курса Наталья Захарова  сейчас работает в ТЮЗе. Астраханцы  полюбили её в главной роли  в «Каштанке». Похоже, скоро у неё появится ещё одна запоминающаяся роль в «Ромео и Джульетте». Этот спектакль репетируют  сейчас молодые артисты  театра. Сергей Тараскин дал им полную свободу: они ставят то, что им хочется и так, как хочется.

В общем, в наших театрах очень много изменений, во всех театрах работают новые  команды с новыми, образно говоря, квалифицированными «тренерами». Теперь им не хватает только преданных фанатов и «болельщиков».  Справимся ли мы с этой ролью? Поймём ли, что театр — это не развлечение, это  в некотором роде  лучшая  школа жизни?