Портовиков зовут объединяться


20.07.2012 14:05

Но те ждут от государства совсем другого

 

Областное правительство и Росморречфлот предложили астраханским стивидорам вместе составить программу развития астраханского транспортного узла. Однако портовики не торопятся раскрывать запрашиваемую властями информацию о своей деятельности. Компании предлагают государству заняться сиюминутными вопросами: обеспечить работу ледоколов и углубить судоходный канал.

 

В мае этого года Федеральное агентство морского и речного транспорта и областное правительство предложили астраханским портовым компаниям, расположившимся в городской черте, объединить усилия по созданию «Программы развития перегрузочных терминалов Астраханской области». Кроме того, власти в очередной раз настоятельно посоветовали передислоцировать портовые мощности в район порта Оля — поскольку в соответствии с Генпланом развития Астрахани портов в городской черте не предусмотрено.
С мая по июнь длились переговоры стивидоров и чиновников, по астраханским портам проехал с инспекцией замруководителя федерального агентства Виктор Вовк. Однако, по информации областного министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов, из 20 портовых организаций только две согласились перебраться за городскую черту — после окончания сроков договора с мэрией на земельные участки.

Кроме того, из 20 компаний, которым власти предложили участие в создании программы развития астраханского транспортного узла, только три сдали в минпром все необходимые документы: ЗАО «Астраханский морской порт», ОАО «ПК «Армада» и ООО «ПКФ «Зюйд-Вест». Еще девять не раскрыли о себе полной информации: ОАО «Астраханский порт», ООО «Альфа-порт», ООО «ПКФ «Волга-порт», ООО «ВТС Порт», ООО «ПКФ «Стрелецкое»», ООО «Астраханский зерновой терминал», ООО «Астраханский порт «Развитие», ОАО «Волга Мост», ООО «ПКФ «Трансбункер». Компании не стали делиться планом развития предприятия с нанесенными объектами, сведениями о состоянии производственных мощностей и парка техники. Наконец, восемь 0 ООО «ПКФ Центральный грузовой порт»», АФ «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ТПУ «ЛУКОЙЛ-Транс», РПК «Астраханский», ЗАО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», ООО «Финвестторг», ЗАО «ПК «Эко+» — не предоставили чиновникам вообще никаких сведений.
И это несмотря на угрожающее уведомление: компании, не предоставившие документы, «не могут рассчитывать на соответствующую господдержку».

При этом областным правительством декларируется, что конечная цель программы развития — достижение показателя в 30 млн тонн переваленного груза ежегодно. Именно столько достаточно, чтобы создать в дельте Волги свободную портовую экономическую зону.
«Да, 30 миллионов пока кажутся фантастикой, — соглашается замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк. — И если вы выполните все, что собирались, выйдете только на 12 млн. тонн. И пока на этом направлении просто нет такого количества грузов. Поэтому мы хотим понимать, что именно нужно астраханским портовикам, хотим, чтобы они вместе с нами составляли программу развития».
Для этого, по словам замруководителя федерального агентства, необходимо, чтобы стивидоры разобрались, как выгодно перераспределить мощности. В представлении федерального чиновника, бизнесмены должны рассредоточить грузопоток между собой, дабы каждый занимался чем-то своим, не мешая остальным. Например, у одной компании получается лучше грузить зерно, у двух других — лес, а третьей остается металл.

Стивидоры пока очень туманно представляют себе перспективы такого объединения усилий. По их мнению, если государство хочет искренне помочь астраханскому транспортному узлу, оно должно для начала качественно выполнять прямые обязанности. А именно: обеспечить работу ледоколов зимой вдоль всей причальной стенки городских портов и поддерживать глубину астраханского судоходного канала.
Бизнесу нужно, чтобы осадка судов, проходящих через канал, могла быть не меньше 4,5 м. Сейчас есть только 4,2 м. Каждый сантиметр — это 12 тонн груза, уточняют портовики.
Это уже сказалось — в нынешнем году объем перевозок через астраханский канал упал на треть, подчеркивает гендиректор ООО «ПКФ «Волга-порт»» Дмитрий Егоров.
«У нас третий год срываются планы по объемам, и доходы таковы, что на перераспределение мощностей просто нет денег», — жалуется гендиректор ООО «Альфа-порт» Валентина Сипле-Лукащук.

В ФГУП «Росморпорт» уверяют, что вопрос пока решен только с ледоколом — он будет ходить вверх по реке до Стрелецкого, как и просили портовики. «А с углублением канала не все так просто, — рассказывает и.о. директора астраханского филиала «Росморпорта» Николай Ковалев. — Недостаточно просто взять и выкопать — от этого воды в реке не прибавится».
Впрочем, даже когда канал станет полноводным, портовики сомневаются в увеличении объема грузов. «Например, мы переваливаем 700 тысяч тонн, и мы могли бы за счет свободных площадей нарастить мощности в два раза, но ситуация в Иране все хуже, — сетует учредитель компании «Зюйд-Вест» Расим Мамиев. — Экономические санкции против этой страны бьют нас по рукам».
С коллегой согласен гендиректор ООО «Лакор» Игорь Загребельский. По его мнению, если Иран останется неблагополучным направлением, вряд ли можно рассчитывать на перевалку грузов в Азербайджан, больше надежды на Туркмению. «Но там главный товар — нефть, а чтобы пройти через наши каналы до Черного моря, нужно платить таможне по 40 миллионов акциза за танкер, — возмущается господин Загребельский. — Пока таможня не поменяет правила, на туркменскую нефть не рассчитываем».