Топ «антикризисных» мер среди астраханцев. Инфографика

Жизнь в жанре экономии

Опросы россиян показывают, что за прошедшие полгода люди, теряя в доходах, начинают искать собственные способы выхода из экономического кризиса и по-своему к нему адаптироваться. Кто-то ищет дешевые аналоги доступных ранее товаров, кто-то отказывает себе в прежних досуговых удовольствиях. У астраханцев свои секреты. 

«Экономные» цифры
Недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) порасспросил 1600 сограждан из 46 регионов об «антикризизных» мерах, которые они применяют в целях экономии. ВЦИОМ сделал вывод, что за 6 последних месяцев люди изменили свое потребительское поведение.
Так, ВЦИОМ фиксирует, что 32% россиян покупает более дешевые продукты; 31% респондентов более полугода отказывают себе в приобретении тех или иных вещей. При этом практически неизменной остается доля тех, кто не ущемляет себя в расходах – это по-прежнему около 40% опрошенных, делают вывод социологи.

  • Почти 70% доходов астраханцев уходит на покупку продуктов и непродовольственных товаров, еще около 13% – на оплату услуг. (Данные Астраханьстата)

Кручу, солю с думами о санкциях
Менее половины опрошенных стали выращивать больше собственных овощей и фруктов и делать заготовки — 37%, резюмирует ВЦИОМ. Покупают продукты впрок 31% респондентов. А вот астраханка и заядлая заготовщица Елена Лобас любит делать запасы, но замечает, что в этом году к заготовительному азарту «примешиваются» мысли «экономического» порядка:

«Заготовки на зиму делаю ежегодно. Речь о соленьях, маринадах, сухофруктах. Львиная же часть припасов на зиму — это консервированные продукты. Банки катаю сотнями, благо подвал есть. Наша семья не бедствует, и заготовки — это больше хобби, чем способ сэкономить. Едим сами, раздаем соседям. Примечательно, что в этом году я кручу, сушу и солю с мыслями о санкциях, эмбарго, скачках цен. Эта нестабильность делает мою работу вполне оправданной. Помните 90-е: тогда закрутки стали спасением», — говорит она.

«Бюджетная» рецептура
Иные астраханцы из-за того, что цены растут в том числе и на «стратегические» продукты, как в прежние дефицитные времена, стараются покупать продукты впрок и делают это на оптовых рынках.

 «Ценники, правда, меняются каждый день. Ежедневно мы слышим, что крупные продавцы собираются повышать цены практически на всю линейку своих товаров. И неважно, импортные они или отечественные. Поскольку семейный бюджет вряд ли в ближайшее время увеличится, решила закупить часть «долгоиграющих» продуктов впрок. С тем расчетом, чтобы хватило до весны. В меньшей степени я это делаю для себя — для детей и внуков. У них больше трат. Конечно, я не покупаю соль и спички. Но муку, подсолнечное масло, сахар, консервы, картофель – обязательно. Кстати, сэкономить помогают акции в супермаркетах и сезонные распродажи», — рассказывает  Лариса Яковлева, пенсионерка.

Париж придется отложить
По результатам опроса ВЦИОМа, 12% респондентов в связи с кризисом были вынуждены вообще отказаться от путешествий. Но есть и немало тех, кто из-за валютных «переполохов» изменил свои вымечтанные маршруты и провел отпуск не там, где предполагалось.

Яна Хуснутдинова, SMM-специалист: «Мы с семьей планировали свой отдых у моря, но до последнего момента не могли точно определиться, куда именно поедем. Всему виной постоянные скачки курса доллара. Как только мы выбирали направление, доллар рос, и от идеи приходилось отказываться, так как общая стоимость тура значительно повышалась. В итоге нам пришлось исключить варианты поездок в экзотические страны с дальним и очень дорогим перелетом (такие как Таиланд, Мексика, Доминикана). Мы остановили свой выбор на старой доброй Турции, где отдых на всю нашу многочисленную семью стоит адекватных денег. Причем нам повезло, успели купить путевку до очередного скачка курса — буквально через неделю наш тур подорожал на значительную сумму».