Увидит ли Астрахань белые пароходы?

Маловодье угрожает большой навигации

В последнее время в контексте обсуждения маловодья на Волге возникают опасения, что привычные туристические круизы по реке в направлении Астрахани могут оказаться под вопросом. Скептически настроены иные представители турагентств, которые давно работают на этих маршрутах. Уже начали сетовать на неблагоприятный прогноз в речном турбизнесе соседи-волгоградцы: мол, с каждым годом все меньше заходит пассажирских судов в порт города-героя. Однако в расписании речных маршрутов 2015 года на сайтах крупных туроператоров Астрахань значится до конца навигации.

Волга поработает в «коротком режиме»?

Пока никто не берет на себя смелость сказать с абсолютной определенностью, дойдут ли до Каспийской столицы круизные теплоходы. Но, с другой стороны, ни один представитель туроператоров не заявил об обратном. Не то чтобы они легковерно надеются на то, что чудесным образом в реке воды станет больше, но уповают, что работы по дноуглублению усилятся, а проблема, которая досаждает всем судовладельцам уже не один год, будет решаться на самом высоком уровне. Пока же Минприроды РФ проинформировало, что из-за маловодья, названного критическим, летом может быть ограничено судоходство на крупных российских реках — Волге, Дону и Каме. В ведомстве допускают, что может потребоваться установление более коротких режимов навигации.

На участке Волги от города Балахна до шлюзов Городецкого гидроузла судоходство будет осуществляться с применением способа караванных проводок судов через шлюз-регулятор, сообщили в Минприроды. Караванные проводки не исключены на участке реки Дон от Кочетовского гидроузла до Азова. Дефицит водных ресурсов может привести и к ограничению судоходства на реке Кама — ниже Воткинского гидроузла. «В целях исключения негативных последствий, связанных с маловодьем, планирование объемов грузопассажирских перевозок будет осуществляться с учетом фактически складывающейся ситуации и режимов работы водохранилищ», — говорится в сообщении ведомства.

Сядут на мель?

Эксперты считают, что уже после 1 июня большие суда не смогут пройти «конфликтный» участок Балахна — Городец (Нижегородская область). Обмеление, прогнозируют они, может сохраниться до конца навигации. Однако в первый день лета в Астрахань должен прийти трехпалубный теплоход «Октябрьская революция», совершающий маршрут «Москва — Астрахань — Москва». Во всяком случае, сотрудники компании-туроператора никаких сомнений на этот счет не выражали.

Ранее на 17-й пристани уже швартовался круизник «Русь великая» из Самары. Маршрут был заявлен как «река-море» с заходом в порт Баутино (Казахстан). Похоже, это пилотный маршрут. Судно, судя по записям блогеров, которых пригласили освещать круиз, благополучно прошло весь путь, когда вода еще была «большой». В Волгограде, как сообщил один из путешественников, трехпалубник даже не смог подойти к причалу из-за высокого уровня Волги, поэтому на берег пассажиров доставляли на катере. В расписании-2015 такой круиз с выходом на Каспий больше не значится, но, как пояснили в компании, рейс запланирован также на май следующего года.

«Долгие» маршруты пока в расписании

В астраханском направлении в нынешнюю навигацию крупные туроператоры не снимали билеты с продаж на этом маршруте. Тут, очевидно, играет свою роль и то, что места на рейсы были забронированы еще с прошлого года. Понятно, что операторы попадут в щекотливую ситуацию, если придется менять маршруты или возвращать деньги клиентам. В компаниях «ВодоходЪ» и «Гама» дали понять, что выбранное направление остается в силе. Так, нижегородская «Гама» оставила в расписании три судна: «Октябрьская революция», «Иван Кулибин» и «Афанасий Никитин».

Из Астрахани запланированы несколько маршрутов на Волгоград, Самару, Казань Ярославль, Кострому и т.д. В общем, по всем поволжским городам верховья Волги и на тех пароходах, которые должны прийти к нам также с верховья. Своего туристического судна в Астрахани нет.

Достаточно ли туристов на круизных теплоходах, сказать сложно. Как правило, места бронируются заранее, и билеты выкупаются еще до открытия навигации. Хотя приватно турагенты и сетуют на сокращение пассажирского потока, информация на сайтах турфирм свидетельствует о другом: свободных мест, особенно в зонах эконом-класса, попросту нет. И если кто-то из астраханцев решится на путешествие вверх по Волге в этом сезоне, позаботиться о приобретении тура следует задолго до начала запланированного круиза.

Цены большие, как река

И копить на билеты тоже придется загодя, даже если брать в расчет какие-либо скидки и льготные тарифы. Речной туризм, особенно на длинных маршрутах – отдых очень дорогой. Это традиционно объясняется растущей ценой на топливо, сервисом и стоимостью питания. В цену путевки закладывается и обслуживание судна плюс зарплата экипажа. Но все, безусловно, зависит от классовости судна и пакета выбранных услуг.

Люксовые и полулюксовые каюты стоят архидорого – порядка 150-200 тысяч рублей с одного человека. Места классом и палубами пониже обойдутся в среднем от 40 до 80 тысяч с одного круизника. Но это цены на долгие и полные маршруты направлением «Москва – Астрахань – Москва». Поездка до Волгограда может обойтись в 7-15 тыс. руб. В этом году стоимость речных круизов в России выросла примерно на 10%. Но менеджеры компаний пытаются завлечь клиентов гибкими скидками, специальными тарифами и новыми маршрутами.

Экскурсии в городах оплачиваются туристами отдельно. В Астрахани, к примеру, туристам предложат ознакомительные экскурсии по кремлю, картинной галерее. По желанию могут быть организованы поездки в Сарай-Бату, дельту Волги.

Будут ли в нашу «гавань» заходить корабли, мы узнаем уже на днях. На сайте «Гамы» обозначены даты, когда астраханцы смогут встретить белые теплоходы из Москвы: 1, 7 и 13 июня к нам должны прийти «Октябрьская революция», «Иван Кулибин» и «Афанасий Никитин». Но тем не менее менеджеры компаний советуют уточнять график на официальных сайтах или непосредственно у сотрудников фирм.