В Астрахани краснокнижные животные и растения остались без защиты

06.03.2017 07:30 В центре внимания
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Красная книга – необходимая вещь для охраны природы всегда, а в Год экологии – в особенности. Она содержит официальные сведения о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений. Добыча “краснокнижных” растений или животных запрещена и строго карается по закону. Но в Астраханской области это не совсем так… или совсем не так? В Год Экологии – без красной книги? Дело в том, что полгода назад служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области постановлением от 13.09.2016 г. № 22-п отменила перечень (список) объектов животного и растительного мира, занесенных в региональную Красную книгу. С тех пор на территории региона законом охраняются лишь “федеральные” виды фауны и флоры, то есть те, что занесены в Красную книгу России. По данным службы природопользования, в региональную Красную книгу были включены 330 видов растений и животных, но из них только 50 видов являются одновременно и “федеральными”, согласно последнему изданию Красной книги Астраханской области (2014 г.). Вне перечня охраняемых оказались около 280 видов редких и исчезающих видов фауны и флоры региона.

К числу “обиженных” краснокнижных видов относятся в частности все виды дикорастущих тюльпанов (Биберштейна, Шренка, двуцветковый), столь любимые астраханцами и гостями нашей области. Из растений можно привести также известные народу ландыш майский, ревень татарский, козлобородник окаймленнолистный. Среди представителей фауны, ранее числившихся в перечне, можно отметить находящихся под угрозой исчезновения рыб, таких как налим и белорыбица, пресмыкающихся – ушастую и такырную круглоголовки, 26 видов птиц, наиболее известными из которых являются малый лебедь, тетеревятник, серый журавль, желтая цапля. Не согласовали с федералами Редакция попросила областную службу природопользования пояснить сложившуюся нетривиальную ситуацию – Красная книга как бы имеется, но она теперь вроде как просто книга с картинками. Ведь если нет утвержденного перечня (списка) охраняемых объектов животного и растительного мира, то нет и оснований для привлечения к ответственности за их порчу, добычу или уничтожение. В ответе службы природопользования говорится, что причиной, вызвавшей необходимость отмены предыдущего постановления (№ 17-п от 10 сентября 2015 г.), утвердившего перечень (список) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Астраханской области, послужило предписание Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), поскольку этот перечень нужно было согласовывать с федеральными коллегами, как того требует статья 6 федерального закона “О животном мире”. Во исполнение предписания надзорного органа областная служба природопользования подготовила перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, состояние которых требует особой охраны и занесения в Красную книгу Астраханской области, и вносимые в него изменения (в соответствиями с решениями региональной комиссии по редким видам животных растений и грибов, принятыми в декабре 2015 года), и направила его на согласование в Росприроднадзор. “В настоящее время службой ведется работа по корректировке перечня с учетом замечаний Росприроднадзора. В соответствии с решениями комиссии от 14.12.2016 г. службой направлены обращения в научные организации для подготовки обоснований на замечания Росприроднадзора, после чего сформированный перечень будет повторно направлен на согласование в Росприроднадзор”, – говорится в ответе службы. В случае положительного ответа перечень будет утвержден постановлением службы. Бобру не к спеху Итак, в настоящее время утвержденного перечня нет, ведется работа по его корректировке и согласованию с федералами, но Красная книга Астраханской области обновляется раз в 10 лет, следующее переиздание должно состояться только в 2024 году, предстоящие до этого момента годы предполагается посвятить проведению необходимых исследований и мониторингов, по результатам которых будет собрана и проанализирована информация о состоянии “краснокнижных” объектов животного и растительного мира региона… На это требуются немалые средства, так как обращения в научные организации должны подкрепляться соответствующим финансированием исследований. Рискнем выдвинуть предположение, что “повторные согласования” будут длиться и длиться просто потому, что “нет денег”. Но природа-то этого не понимает! “Необоснованно попавшие в перечень виды нужно исключать, – считает биолог-охотовед Анатолий Арсеньев. – Так, например, в Красную книгу необоснованно внесен обыкновенный (речной) бобр, которому присвоен нулевой статус редкости как “вероятно исчезнувшему с территории Астраханской области к настоящему времени”. С 1998 года официально считается, что бобры вымерли, не выдержав колебаний уровня воды в дельте Волги. Поэтому бобр может ждать согласования перечня с Росприроднадзором годами, ему не к спеху… А вот пока еще встречающиеся редкие и исчезающие виды животных и растений ждать не могут”. Сергей Рыжих, биолог-охотовед, сотрудник службы мониторинга ООО “Газпром добыча Астрахань”: – У нас уникальное сочетание природных условий, когда соприкасаются пустынные и полупустынные ландшафты со степными и дельтовыми. Для каждого из них характерен свой особый животный и растительный мир, а региональная Красная книга как раз и отражает эти особенности. Если какие-то из видов являются обычными для России, то в наших краях проходят самые южные границы ареалов их обитания, поэтому для нас эти виды редкие. Если их не охранять, границы ареалов сместятся на север и часть неповторимого биоразнообразия Нижней Волги будет утрачена. Нам нужно стоять на защите природного богатства нашего края. Без Красной книги Астраханской области в этом деле никак нельзя обойтись! До победы здравого смысла Интересно, что если заглянуть в текст федерального закона “О животном мире”, то можно легко установить, что статья 6, на которую ссылается орган власти в своем ответе, регулирует отношения между федеральными и региональными властями в сфере так называемых “переданных полномочий” по охране и использованию объектов животного мира. Это значит, что речь идет о полномочиях, которые должны были бы осуществлять сами федералы, но они их передают на региональный уровень вместе с финансированием в виде субвенций из федерального бюджета. Однако, согласно статье 6.1 того же закона, учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации относится полностью к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира. И это означает, что денег на ведение региональных Красных книг субъектам РФ из федерального бюджета не выделяется, получается, что согласование не требуется? Вот такие у нас законодательные закорючки. Вероятно, пока всем, кто охраняет природу на территории Астраханской области, следует ориентироваться на Красную книгу Российской Федерации до утверждения нового перечня объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Астраханской области. Или до победы здравого смысла?