Зона особого судостроительного режима

06.08.2012 14:51

На территории трех заводов собираются создать участки с налоговыми каникулами

 

Правительство Астраханской области будет готовить заявку на открытее особой экономической зоны (ОЭЗ). Зона должна расположиться на территории трех судостроительных заводов, входящих в группу компаний «Каспийская энергия». Впрочем, уверяют чиновники и аналитики, судостроители не смогут в одиночку пользоваться налоговыми льготами особой зоны, – чтобы заявка была одобрена, в ОЭЗ придется привлечь не один десяток соинвесторов.

 

Три – в одной

За заявку отвечает областное министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов. ОЭЗ будет носить статус промышленно-индустриальной и должна просуществовать 49 лет. Географически астраханская ОЭЗ должна делиться на три участка.

Первый – это территория бывшего завода «Астраханский корабел», ныне – ОАО «Астраханское судостроительное производственное объединение» (АСПО). Два других – площадки судостроительных заводов «Лотос» и «Имени III Интернационала», расширенные за счет прилегающей территории. На территории всех трех участков находятся судостроительные предприятия, входящие в группу компаний «Каспийская энергия». В свою очередь, контрольный пакет КНРГ сейчас принадлежит государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК).

Представители ОСК вошли в рабочую группу по созданию ОЭЗ, рассказывают в областном Минпроме, — поскольку корпорация станет «якорным» инвестором.

 

ОЭЗ в Российской Федерации могут быть четырех типов:

1) промышленно-производственные;

2) технико-внедренческие;

3) туристско-рекреационные;

4) портовые.

 

В 2007 году в Астраханской области появились первые планы создания свободной экономической зоны. Считалось, что лучше всего получится зона вокруг порта Оля. Тогдашний министр экономического развития России Герман Греф сразу предупредил: правительство даст добро на ОЭЗ только, если через нее будут переваливать не меньше 30 млн. тонн грузов в год (как в Санкт-Петербурге). Однако до сих пор весь астраханский транспортный портовый узел, включая Оля, переваливает лишь несколько млн. тонн в год. Проект создания портовой зоны свернули.

 

 

1,7 миллиарда бюджетных рублей для затравки

Поскольку решение о создании особой зоны принимает в конечном итоге правительство РФ, губернатор Александр Жилкин на днях встретился с премьером Дмитрием Медведевым.

На брифинге по итогам встречи глава области сообщил, что заявку на ОЭЗ федеральное правительство ждет от регионального до 1 ноября. И добавил, что, по его информации, ОЭЗ даст возможность создать 5000 новых рабочих мест, а на обустройство инфраструктуры потребуется 1,7 млрд. бюджетных рублей.

Полностью закончить создание ОЭЗ планируется в 2013 году.

 

В России в данный момент созданы или находятся в процессе создания четыре особые промышленно-производственные зоны. Это ОЭЗ «Алабуга» на территории Елабужского района Татарстана (район завода «КАМАЗ»), ОЭЗ «Липецк» в Грязинском районе Липецкой области и ОЭЗ «Титановая долина» (Верхняя Салда, Свердловская область). Также подписано постановление правительства РФ о создании ОЭЗ в Самарской области (Тольятти, рядом с мощностями завода «АвтоВАЗ»).

 

 

Преференциями придется делиться

Компании, работающие на территории астраханской ОЭЗ, должны получить полное освобождение от налогов на землю и имущество.

Став резидентом особой экономической зоны, инвесторы получат не только налоговые и таможенные преференции, но и доступ к готовой инфраструктуре и к основным транспортным артериям, а также, подчеркивают в министерстве, к системе администрирования «одно окно», упрощающей взаимодействие с регулирующими органами.

Для судостроителей налоговые льготы должны действовать 10 лет. Масштабы таможенных преференций пока не определены.

Пользоваться льготами смогут отнюдь не только компании, близкие ОСК и КНРГ.

Министерство промышленности уже ведет переговоры с потенциальными резидентами – новыми инвесторами будущей ОЭЗ. Для начала создания заявки необходимо подписать с ними протокол о намерениях. По словам чиновников, в ОЭЗ «может появиться производство запорной арматуры и кабельной продукции, есть желание использовать прецеренции ОЭЗ в интересах пищевой промышленности».

Губернатор уже пообещал, что получится открыть «полипропиленовое и полиэтиленовое производство, упаковочный завод, предприятие по производству энергосберегающих ламп и светодиодов, электромобилей».

 

Что нужно для создания особой экономической зоны?

1. Естественные экономико-географические конкурентные преимущества для будущих инвестпроектов.

2. Инвесторы, письменно подтвердившие готовность реализовывать свои проекты на территории будущей зоны.

3. Подтвержденный объем инвестиций — не меньший, чем сумма средств, вкладываемых властями в создание инфраструктуры (подведение водопровода, электричества и прочих коммуникаций).

4. Готовая инфраструктура, которую можно использовать для нужды ОЭЗ.

5. Обоснование роста доходов федерального, областного и местного бюджетов благодаря созданию ОЭЗ.

6. Компания, письменно подтвердившая готовность заключить с властями соглашение об управлении ОЭЗ и взявшая обязательство привлечь не менее 50% планируемого объема внебюджетных инвестиций.

7. Успешный опыт субъекта Федерации или муниципального образования по реализации крупных инвестпроектов.

 

Не факт, что одобрят

Согласно экспертному мнению, уже существующие судостроительные предприятия ни коим образом не смогут быть «якорными арендаторами» ОЭЗ – даже если у ОСК были на то надежды. Кроме этого, под ОЭЗ не может использоваться территория, уже находящаяся в пользовании какого-либо юридического лица, ссылается на законодательство ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Эта норма прямо касается, например, участка на территории АСПО.

«Зоны в относительной близости от «КАМАЗа» и «АвтоВАЗа» мало связаны с этими заводами, перевод конкретного предприятия в ОЭЗ невозможен, — отмечает ведущий эксперт. — Должно создаваться полностью новое производство».

Например, в ОЭЗ «Алабуга», помимо производства стройматериалов и нефтехимии, развернул свою деятельность отнюдь не «КАМАЗ», а самостоятельная компания по производству легковушек «Соллерс».

«Кроме того, не забывайте, что ОЭЗ создаются на конкурентной основе, — напоминает аналитик. — Еще не факт, что заявка именно вашего региона на создание зоны будет удовлетворена».